- Комитет духовно-цензурный
- существует как учреждение приблизительно с конца XVIII в. и начала XIX в. Но еще до того необходимость сосредоточить наблюдение за духовной цензурой настоятельно выдвигалась Синодом во всеподданнейшем докладе 1756 г., который рекомендовал образовать "переводческую контору". Согласно духовному регламенту, наблюдение за "богословскими письмами" и вообще за книгами, "учению православному противными", было вверено Синоду. С течением времени был прибавлен надзор за духовн. типографиями. Обилие функций этого надзора и непомерное увеличение числа книг обременяли Синод, который и решил ходатайствовать о выделении этих обязанностей в особое учреждение. Но идея получила утверждение лишь в 1796 г. при имп. Екатерине II. По проекту о "переводческих конторах" была образована Московская духовная цензура из 4 лиц белого, или монашествующего, духовенства, утвержденных Св. Синодом. Ведению их подлежало рассмотрение и исправление сочинений, издаваемых духовенством, одобрение их к напечатанию, причем исключительно в синодальных типографиях. В 1808 г. деятельность цензуры усиленно подымается, когда в "Начертании правил об образовании дух. училищ" было установлено незыблемое правило, по которому ни одно духовное сочинение не могло выходить в свет без цензуры комитетов. Оные были учреждаемы отныне при академиях. В 1814 г. существовали 2 цензур. К. при московск. и петербургск. академиях, которые оба были подчинены комис. о духов. училищ., но московск. отдавалось преимущество пред петербургск. В 1818 г. обер-прокурор Голицын предложил Синоду решить вопрос о закрытии московск. цензурн. ком. и передаче всех дел в петербургск., для которого должен был быть выработан новый устав. Однако скоро цензор петербургск. К. Иннокентий вступил в борьбу с Голиц. и защищаемыми им мистиками. Он допустил напечатать книжку Е. Станевича "Беседа на гробе младенца", и это затянуло утверждение устава в Синоде. Наконец в 1828 г. устав был утвержден, моск. цензур. К. упразднен и во главе всех провинциальных поставлен петербургский. За 25 лет он претерпел всякие изменения, получал выговоры, был предметом ссоры влиятельных духовн. лиц. В нем непрерывно менялись члены, из которых особенно выделились архиеп. херсонск. Иннокентий, митр. киевск. Платон Городецкий, арх. Макарий Зимин, арх. Иоасаф Покровский, проф. Райковский, прот. Окунев, прот. Никольский и публицист 50-х годов прошлого столетия прот. Иоанн Соколов. Провинциальные отделения комитета: московское, во главе с митр. Филаретом при членах проф. Ф. А. Голубинском, Делицыне, Гумилевском и Введенском, киевское с 1819 г., руководимый прот. И. М. Скворцовым, митр. Иннокентием и митр. Евгением Борисовым, и казанское с 1845 г. цензуровали мелкие сочинения, главным образом, своего округа. В 50-х годах прошлого столетия в деятельности К. наблюдался в связи с оживлением литературы расцвет, так что в 1857 г. Петерб. К. отделился от академии в самостоятельное учреждение, а с 1869 г. то же произошло и с другими комитетами. Кроме того многие лица вне комитет. получили цензорские полномочия и Высочайшее разрешено было духовенству печатать с разрешения общей цензуры свои сочинения духовно-православного содержания и издавать брошюры и книги, компилирующие творения св. отцов и проч. Именной высочайший указ 1906 г. отменил окончательно предварительную, как светскую, так и духовн. цензуру. На долю ценз. К. остались лишь некоторые права цензуры над сочинениями, перечисляемые в ст. 281 - 2 уст. о дух. ценз., таковы: 1) вновь назначаемые к печатанию сочинения, к церковному служению относящиеся, 2) жизнеописания святых, первый раз выходящие, 3) сочинения и переводы, содержащие изложение догматов православно-кафолической церкви, или 5) относящиеся к церковному управлению.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.